Лови Займ https://lovizaim.ru/main/images/logo.svg
Россия
Телефон: 8 800 775-23-35 (8:00-21:00), E-mail: support@lovizaim.ru
Для урегулирования имущественных споров с поставщиками финуслуг создана новая должность. Финансовый уполномоченный - должностное лицо с правом на досудебное решение споров.

Финансовый уполномоченный - защита от произвола

Служба финансового уполномоченного: здесь защитят россиян от банковского произвола

Финансовые услуги уже давно стали частью нашей повседневной жизни - мы пользуемся банковскими картами, открываем счета, переводим деньги, берем кредиты. Наряду с пользователями услуг есть те, кто эти услуги предоставляет - и взаимоотношения между данными сторонами не всегда складываются безоблачно.

Конфликтные ситуации

Например, банк может отказаться брать на себя ответственность за несанкционированное снятие денежных средств с кредитной карты клиента, мотивируя это тем, что персональные данные охранялись последним недостаточно тщательно.

Или клиент МФО берет заем под залог квартиры, а потом не может связаться с микрокредитором и вернуть деньги. В результате, человек теряет жилье, да еще и остается должен МФО. Очень часто споры возникают со страховыми компаниями - страховщики, в основном, пытаются существенно снизить сумму компенсации или избежать возмещения.

Таких спорных ситуаций можно привести очень много - остается вопрос - какое решение является оптимальным для клиента, если кредитная организация не желает идти на компромисс?

Единственным логическим выходом остается суд. Рассмотрением имущественных споров занимаются как суды общей юрисдикции, так и арбитражные.

В качестве альтернативы судовому разбирательству была предложена процедура медиации, когда в процессе урегулирования споров роль посредника на себя берет независимый медиатор. Однако данная процедура так и не приобрела широкого распространения.

Институт финансовых уполномоченных

Центробанк и Роспотребнадзор не имеют достаточных компетенций, чтобы рассматривать имущественные требования граждан. В результате, российские суды перегружены делами об имущественных спорах с финансовыми организациями и страховыми компаниями.

Учитывая эти обстоятельства, был принят закон "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", нормы которого направлены на регулирование имущественных споров с поставщиками финуслуг, и защиту интересов потребителей в конфликтах с кредитными организациями.

Финансовый уполномоченный (омбудсмен) будет должностным лицом, имеющим право на досудебное разрешение споров. Совет директоров Центробанка назначил главным финансовым уполномоченным Юрия Воронина, бывшего советника председателя Банка России.

Далее Советом, по представлению главного уполномоченного, будут назначены омбудсмены, занимающиеся конкретными сегментами рынка финансовых услуг.
Также запланировано создание автономной некоммерческой организации, занимающейся обеспечением жизнедеятельности института финансовых уполномоченных.

Таким образом, будет создана Служба финансовых уполномоченных, в которую войдет дополнительно еще экспертный совет.

В компетенции омбудсменов - рассмотрение имущественных споров граждан с финансовыми организациями. При этом есть ограничение для размеров требований по одному спору - он не должен превышать 500 тысяч рублей. Исключение сделано для споров по ОСАГО, где сумма не влияет на рассмотрение спора.

Подача обращений финансовым уполномоченным будет проходить в электронной форме, через сайт государственных услуг и МФЦ. Обращение будет бесплатным. С момента подачи обращения у уполномоченного есть 15 дней на его рассмотрение - в результате чего автор обращения получает исполнимое решение уполномоченного. В случае если финансовая организация не выполнит данного решения, ей предъявят исполнительный документ.

Если стороны не согласны с принятым решением, они могут обратиться в суд.

Нововведение в регулировании имущественных споров

Как отметил Кирилл Табаков, деятельность финансового уполномоченного будет полностью публичной, что повлияет на отношение финансовых организаций к обращениям недовольных клиентов. Вся статистика споров будет обязательно раскрыта.

При этом потребители финансовых услуг смогут ориентироваться не только на базовые условия предлагаемых финансовых продуктов, но и на общий характер взаимоотношений финансовой организации с клиентами, уровень ее доброжелательности и лояльности.

Вначале создание Службы финансового уполномоченного будет финансироваться Центробанком. В дальнейшем эта обязанность полностью перейдет к финансовым организациям, размер взносов которых будет зависеть от количества проигранных имущественных споров, динамики выполнения принятых решений.

Обязательное выполнение решений финансового уполномоченного будет вводиться для разных сегментов рынка финансовых услуг поэтапно. До конца 2019 года полномочия омбудсмена будут распространяться на сферу страхования, в 2020 - на МФО, а в 2021 году к ним присоединяться другие финансовые организации (банки, КПК, ломбарды, негосударственные пенсионные фонды).

В Центробанке будут вести реестр организаций, сотрудничающих с финансовыми уполномоченными. В случае, если организация не входит в указанный реестр, после вступления в силу рассматриваемого закона работать с физическими лицами она не сможет.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен